История конструктивизма

Отрывки интервью Михаила Карасика о своих проектах: знакомство с издателем и задумка проекта.

19:22, 12 марта 2015

О возникновении идеи проекта «Ленинградский архитектурный конструктивизм»

Архитектурная тема интересовала меня до начала работы над «Ленинградским архитектурным конструктивизм». «Конструктивизм» — это мой личный опыт жизни в Питере, попытка примирить два различных архитектурных опыта, два образа города, которые не пересекаются и даже конфликтуют. Образы выражают, во всяком случае, конструктивизм, очень короткую эпоху. Я не говорю об архитектуре последних лет: это эклектика или неизвестно что. Питерская архитектура, отличная от конструктивизма, традиционна. Естественно, в ней есть эволюция. И конструктивистские здания, особенно публичные, мимо которых мы ходим, оказываются немного чуждыми городу. При этом был момент, когда шла активная застройка целыми районами, она осталась как некоторое художественное наследие. Это первый сюжет проекта.

Горожанам в Питере конструктивизм задает некоторый вопрос. Я как художник попытался для себя ответить. Мне это удалось, в той или иной мере с помощью Тимофея.

Второй сюжет — это конструктивистская архитектура, её выразители архитекторы-авангардисты. Для моего поколения было очень важно думать об этом времени, потому что оно было реальным наследием. Был авангард, его, как заметил Евгений Фёдорович Ковтун, остановили «на бегу». С другой стороны, можно подумать: на бегу ли? что было после? После шестидесятых, в восьмидесятом году мы ещё так и думали. Сейчас мы относимся к этому более спокойно не потому, что не переживаем о его остановке, а по причине того, может быть, что его не совсем остановили, а в этом была эволюция можно найти какие-то параллели на Западе. В промышленной архитектуре конструктивизм продолжал существовать чуть дольше, чем в гражданской.

 

О знакомстве с издателем

Нас с Тимофеем познакомил мой коллега — художник Вячеслав Неклюдов. Тимофей предложил мне делать совместное издание, не ограничивая меня никакой темой — вообще ничем. Я предложил несколько вариантов, которые меня в тот момент интересовали: альбом о Льве Троцком, до сих пор не реализованный, слегка провокационный проект, сегодня, вероятно, ещё более провокационный. Как альтернативный вариант я предложил «Конструктивизм». Тимофей все-таки остановился на Конструктивизме, не на Троцком. Это было объяснимо, тем более что мне и самому тема была намного интересней. Сегодня я, наверно, повторил бы предложение Тимофею. Альбом Троцкого, на выбор: Льва или Ноя — конструктивизм или советская брутальная классика, выход из конструктивизма на Большой стиль.