Доверие к художнику

Александр Флоренский об опыте сотрудничества с издателем Тимофеем Марковым и особенностях технологического процесса

18:56, 15 марта 2015

В чем отличие от сотрудничества с другими издателями?

Сотрудничество-то было вроде вполне обычного типа — необычным было лишь желание издателя сделать книгу очень малотиражной, роскошной и дорогой — обычно мои книги находятся, так сказать, в более демократическом секторе книгоиздательского дела, если так можно выразиться. В этом и отличие — желание издателя сделать эксклюзивный продукт, с ручным набором текста, кожаным переплетом, латунными накладками на обложке и т. д.

 

Кто предложил переиздать «ИВАНА И ДАНИЛО»?

Предложение исходило от издателя, сам я редко что-то кому-то предлагаю. Я был рад, что речь не идет о репринте, а издатель хочет новые картинки. Старые мне поднадоели (издавались и в самиздате, и в журналах, и в издательстве «Красный матрос» отдельной книжкой). К тому же речь шла о ручной печати, в данном случае шелкографии.

 

Насколько важно участие художника в непосредственном технологическом процессе?

Ну, в моем случае весь процесс был проконтролирован мною от и до — от создания собственно рисунков до сканирования и чистки на компьютере до печати — принты печатались в моей студии ручной печати «Б&Ф», в то время еще существовавшей, и мой печатник Дмитрий Бугаенко готовил файлы и печатал тираж под моим непосредственным наблюдением.

 

Каков алгоритм вашей работы (от создания произведения до его «обнародования»)? Насколько этот процесс растянут по времени?

Ну в моем случае алгоритм забавный — все темы были придуманы и первые рисунки сделаны в 1986 году, а рисунки для шелкографий нарисованы в первые пару месяцев 2012 года. Презентация же книги в «Новом музее» в СПБ случилась весной 2013 года. Вот так процесс был растянут во времени…
 

Отличалось ли сотрудничество во время создания «ПЕТЕРБУРГСКОЙ АЗБУКИ» от первой книги?

Ну «Петербургская» все же находится в том самом демократическом секторе книгоиздательского дела, так что это была достаточно обычная «рутинная» работа (эта «азбука» была уже третьей после «Иерусалимской» и «Тбилисской»), весь препресс делался у меня дома — дизайном в семье у меня занимается дочь Катя. Да и связь с типографией тоже лежала на мне. На «Издательстве Тимофея Маркова» лежали расходы, но и тут вышло так, что аэропорт «Пулково» купил довольно много книжек, что несколько расходы издательства снизило.

А главное в сотрудничестве с Тимофеем — это отсутствие цензуры, дурацких советов, «собственного мнения», иными словами — доверие к художнику — что нечасто бывает с издателями.